«Обзор российского рынка тары и упаковки»

В ближайшем номере журнала «Юнипак» будет опубликована статья ведущего аналитика компании «Маркет Аналитика» Льва Кутепова под названием "Обзор российского рынка тары и упаковки".

Вы можете ознакомиться с описанием статьи у нас на сайте.

Несколько слов о статье.

В своем обзоре автор рассказывает о развитии рынка тары и упаковки в России. В статье приводятся данные объемах и темпах роста рынка тары и упаковки. Детально рассматриваются рынки картонно-бумажной и полимерной упаковки, упаковки из стекла и металла, а также говорится о тенденциях развития данного рынка.

В начале статьи Лев Юрьевич рассказывает о том, что рынок тары и упаковки зависит от показателей оборота розничной торговли, объемов производства пищевых продуктов и общего индекса промышленного производства. Проанализировав данные показатели, автор отмечает, что рост рынка тары и упаковки в 2011 году составил 11%, объем рынка составляет 16,4 млн. долл. США. То есть рынок, несмотря на возобновление роста, пока не достиг докризисных темпов.

Далее аналитик описывает рынок тары и упаковки по сегментам.

Например, он отмечает, что рынок упаковки из картона за 2010 год вырос на 6-7%. По мнению экспертов, данный сегмент вырастит на 10%. Сокращение объема импорта автор объясняет тем, что отечественные производители не могут обеспечить возрастающий спрос. По этой причине продолжают расти объемы импорта, сейчас они составляют порядка 5%, однако уже к концу 2011 года могут увеличиться до 7%.

Также автор отмечает значительное увеличение цен на рынке картонно-бумажной упаковки. За 2010 год рост составил 30%. По мнению, аналитика, это вызвано, во-первых, увеличением цен на сырье, а во-вторых возрастающим спросом.

За 2010 год сегмент полимерной упаковки показал рост почти 20%. Данный сегмент имеет наиболее высокий потенциал и спрос на него удовлетворен не до конца. При этом сохраняется высокая зависимость от импорта, практически треть полимерной продукции – привозная. В данном сегменте наиболее распространена упаковка из полиэтилена.
Аналитик отмечает, что рынок полимерной продукции считается наиболее наукоемким, кроме того, с развитием современных технологий и внедрением научно-технических разработок в производство он будет продолжать рост. Компании- производители постоянно улучшают качество своей продукции. Также они уделяют значительное внешнему виду продукции, то есть дизайну, эргономичности, информативности и экологичности упаковки. Именно поэтому, в основные затраты, закладываемые в себестоимость упаковки, входят не только сама цена материала, но и потребительские характеристики.
На мировом рынке, полимерная упаковка постепенно замещает остальные сегменты, такие как упаковка из стекла, картона или дерева. В России пока замещение полимерами других видов упаковки не является ярко выраженной тенденцией, однако в ближайшем будущем данный тренд очень вероятен.

Рынок стеклотары в России, по словам автора, возобновил рост, наметившийся в докризисный период. Сегодня объем сегмента составляет порядка 2,3 млрд. долл. США. Доли стеклобанки и стеклобутылки в сегменте остались на прежнем уровне, и составляют порядка 86% на стеклянную бутылку, 14% - на банку.

Основным потребителем стеклотары являются производители алкогольной продукции, в частности пива (порядка 75%). Стоит отметить, что данный сегмент рынка высоко консолидирован, лидеры рынка производят больше половины всей продукции.
Данный сегмент на рынке тары и упаковки далеко не самый перспективный, несмотря на общий рост, доля стеклотары падает в наиболее важных для данного сегмента отраслях, значительную долю занимают пивные бутылки из полиэтилентерефталата и алюминиевые банки (возможно доля увеличится в связи с возможностью запрета на полиэтиленовые бутылки). Среди упаковок молочных продуктов стали доминировать изделия из картона и пластика. Стекло, из-за высокой стоимости, постепенно становится упаковкой для продуктов класса премиум, таких, как первосортные соки, кетчуп и оливковое масло.

Проанализировав рынок упаковки из металла, аналитик приходит к выводу, что для производства металлической тары и упаковки чаще всего применяется «классическая белая жесть», которая представляет собой стальной лист, покрытый с обеих сторон тонким слоем олова. Есть попытки применения покрытий из других металлов (цинка, хрома, алюминия, никеля), а также разных комбинированных покрытий. Однако белая жесть остается безусловным лидером ввиду безвредности соединений олова и высокой коррозионной стойкости. Значительная часть белой жести сейчас лакируется, а снаружи, как правило, окрашивается.

Четыре основных сегмента формируют рынок металлической тары и упаковки:
• алюминиевая банка используется для производства пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков;
• жестяная банка производится для консервированных мясных и рыбных изделий, овощей и фруктов, питания для животных;
• крышки для различных напитков и продуктов питания;
• алюминиевая фольга.

Объем рынка оценивается почти в $1,6 млрд., что составляет 10% всего рынка упаковки. В заключение статьи Лев Кутепов говорит, что рынок в целом и каждый из ее сегментов показывают положительную динамику, общее увеличение рынка составило порядка 11%, наиболее динамично себя показал сегмент полимерной упаковки, он же и является на данный момент наиболее перспективным. В целом на рынке тары и упаковки не ожидается замедления роста, об этом говорят как увеличивающийся, не до конца удовлетворенный спрос, так и большинство макроэкономических показателей.

Ознакомиться с исследованием вы можете здесь здесь.

03.06.2011