Обзор российского рынка снеков

В февральском номере журнала «RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET» была опубликована статья специалиста компании Маркет Аналитика Ирины Никоноровой «Обзор российского рынка снеков».

В статье рассматриваются особенности развития данного рынка, состояние различных сегментов данного рынка, конкурентный анализ а также дан прогноз развития рынка снеков в России.
Ирина Никонорова отмечает, что в России данный продукт появился относительно недавно и за сравнительно небольшой период стал показывать высокие темпы роста, что свидетельствует о перспективности развития данного сегмента. Особенно динамично рынок развивается в сегменте несладких снеков.

Например, лидирующие позиции еще на протяжении 5 лет по прогнозам экспертов будет занимать рынок чипсов. По итогам последних двух лет (2009-2010 годов) доля этого сегмента на рынке снеков составила 43% в натуральном выражении. Остальные же сегменты значительно отстают по показателям от лидера. На второй позиции находится сегмент орехов с долей 8%. Не слишком отстал от него рынок экструдированных снеков – его показатель составляет 7%.

В течение последних лет на российском рынке продуктов питания наблюдается тенденция приверженности потребителей к здоровому питанию. В связи с этим, особой популярностью у населения пользуются фруктовые снеки. В 2011 году эксперты ожидают рост данного сегмента на 16% в денежном выражении. Рост намечается и в сегменте экструдированных снеков - до 6%. Для сегмента, который конкурирует с лидерами рынка фруктовыми снеками и чипсами, – это значительный показатель. Таким образом, темпы различных категорий российского рынка снеков значительно различаются.

Особенную популярность в России приобрели такие продукты, как морские снеки, семечки и крекеры. В отличие от отечественного, для европейского рынка подобные продукты совсем не характерны. А на российском рынке снеков данные виды продукции составляют довольно весомую долю. Стоит отметить, что каждый из этих сегментов вырос в 2009 году по сравнению с показателями 2008 года на 5% в натуральном выражении. В 2010 году показатели сохранили стабильный рост, однако Ирина Никонорова отмечает, что насыщенность этими категориями на рынке снеков близка к пределу.

И тем не менее на данном этапе эксперты констатируют рост рынка снеков и в ближайшие пять лет значительных изменений в сторону понижения показателей потребления  не ожидается. Несмотря на то, что темпы роста рынка за последние годы в целом замедлились по сравнению  с 2008 годом, в нынешнем 2011 году специалисты компании Маркет Аналитика оценивают рост рынка на уровне 2-3%. Объем рынка таким образом составит примерно 3,2 млрд долл в денежном выражении или около 300 млн тонн в натуральном выражении.

Описывая конкурентную среду российского рынка снеков, Ирина Никонорова отмечает, что несмотря на значительное присутствие отечественных игроков, на рынке наметилась тенденция увеличения доли зарубежных игроков. Происходит это посредством  поглощения зарубежными конкурентами, представляющих мировые бренды, российских компаний. Таким образом рынок снеков в России достаточно консолидирован. Гораздо более конкурентоспособные крупные игроки, имеющие в наличии собственное производство и налаженную систему дистрибьюции, вытеснили мелкие компании с рынка и делят между собой зоны влияния.

К основным зарубежным игрокам на российском рынке снеков относятся такие крупные компании, как Frito-Lay Inc. и Kraft Foods Inc. Они представляют на рынке снеков бренды Cheetos, Lay’s (Frito-Lay) и Estrella (Kraft Foods). Около 50% российского рынка снеков в натуральном выражении приходится на долю пяти крупнейших игроков. Среди отечественных игроков наиболее известны бренды торговых марок «Кириешки», «Компашки» и «BEERka» новосибирского производителя ЗАО «Сибирский берег», торговая марка «З корочки» московской компании «Бриджтаун Фудс» и «Русская картошка» компании ООО «Русскарт».

20% российского рынка чипсов занимает ОАО «Русский продукт» с брендом «Московский картофель». А компания «Золотой терем» занимает 26% рынка рыбных снеков с торговой маркой «Баренцев».
Мировой финансовый кризис внес свои коррективы на состояние российского рынка снеков. Впоследствии, по словам Ирины Никоноровой можно ожидать замедления темпов роста в премиальном ценовом сегменте рынка снеков и смещения потребительских предпочтений в сторону менее дорогих закусок, находящихся в  среднем и низком ценовом сегментах.

07.04.2011